воскресенье, 3 февраля 2013 г.

Вор должен сидеть в тюрьме! или Как избежать обвинений в плагиате.


Больная тема плагиата всплывает в кукольно-теддистском обществе с завидной регулярностью.  Так как граница между "вдохновился-впечатлился" и "спер-стырил" очень и очень тонкая.
И на каждом мастер-классе АКИМа этот вопрос поднимается в той или иной форме.
Определить где эта грань сложно, а попасть в неловкую (мягкость или тяжесть зависит исключительно от личностных характеристик вдохновившего вас Мастера) ситуацию легко.
Поэтому я попыталась сформулировать (хотя бы для себя) рекомендации по основным ситуациям, неправильное поведение в которых может быть чревато последствиями:


Ситуация 1. Использование авторских выкроек.
Вариантов может быть несколько. Автор допускает использование выкроек в коммерческих целях. Например Джемма Кадж продает свои выкройки, сопровождая описание следующим: "Для частного использования. Мастер может выставить и продавать работу, сделанную по этой выкройке, но не может продавать и распространять саму выкройку." Тут естественно нужно помнить что в паспорте мишки необходимо указывать "По выкройке Джеммы Кадж". Это обязательно.
Другая ситуация - это когда "выкройка предназначена для домашнего использования и не предназначены для коммерческого применения!". Вариант без вариантов - можете сшить себе и любоваться, сшить и подарить. Остальное (в том числе зарабатывание денег на продаже работ) не предусматривается.
Вышеуказанные варианты относятся к ситуации когда вы покупаете выкройки у Мастеров.
Есть еще вариант - выкройки в интернете! Куда же без этого в наш сумасшедший век технологий :) Ситуация не однозначна. Некоторые Мастера выкладываю выкройки в своих блогах-ЖЖ-сайтах, но потом очень возмущаются тем что начинается массовый пошив, а другие относятся философски понимая что сеть это абсолютно неконтролируемая среда и публикуя что либо ты теряешь контроль над этим (примерно на третьем перепосте ты даже автором этой выкройки можешь перестать быть). Совсем не лишним будет понять отношение Мастера (если позиция не озвучена, то можно и письмо написать) к использованию его выкройки в коммерческих целях (если конечно вы планируете использовать выкройку для пошива работ на продажу), если это будет для себя любимой то пользуйтесь на здоровье - для этого как правило ее Мастер и выложил. 

Ситуация 2. Использование авторского стиля.
Здесь все намного сложнее. Сначала давайте разберемся что же такое "авторский стиль". Если очень коротко то это то, делает работу Мастера узнаваемой. Чтобы было понятней откройте, например, Ярмарку Мастеров и посмотрите внимательно - некоторые работы не вызовут у вас сомнений в том, кто их автор. Проанализируйте, почему вы так легко это определили? Вот это все и есть почерк - это совокупность многих характеристик: размер, материалы, образы, размер, технологические приемы (размер и форма век, носа, посадка ушей, применение валяния или запекаемой пластики, формы лап, головы, тела, и многое другое). Беря на вооружение какой то отдельный фрагмент, вы не нарушаете авторских прав, но если в вашей работе более 40-50% совпадений (включая цвет ленточки, ее ширину и форму завязанного бантика :), то это легко может быть классифицировано как копирование. Будьте готовы к тому что вас обвинят в плагиате (хотя совсем не факт что с точки зрения закона это будет плагиат).

Ситуация 3. Использование навыков и материалов полученных на мастер-классах.
Откройте опять же Ярмарку Мастеров. Если вы хорошо знаете Мастеров проводящих мастер-класс и их стиль, то вы с легкость определите их учеников. При виде работ возникает чувство де-жа-вю. Вроде то, но точно не то. :) Похоже, но и не похоже. 
Тут нет единой инструкции - все зависит от вас и от Мастера, чей мастер-класс вы посетили. Выскажу свое личное мнение, которого придерживается, думаю, большинство Мастеров. Любой учитель хочет чтобы его ученик применял полученные знания для дальнейшего профессионального роста.  Ключевые слова выделены. На мастер-классах вас учат технологиям и тому как их применять. Если вы хотите быть Мастером, учитесь "КАК это сделать", а не тому "как ЭТО сделать". И с помощью полученного КАК делайте что-то совершенно свое. Про выкройки полученные на мастер-классах смотрим ситуацию 1 (спрашивайте у преподавателя сразу).

Ну вот как то так, с моей личной точки зрения... Если у вас другая, поделитесь, буду рада и приму к сведению. 

2 комментария:

  1. Совершенно согласна)) конечно, задевает, что мастерицы часто не указывают даже в своих блогах, по чьей выкройке и мастер-классу сделали "свою" работу)) но если каждый раз огорчаться - никаких нервов не хватит((

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот потому и нужно общаться с начинающими мастерами, размещая выкройки озвучивать для чего она размещена, но в любом случае нужно относиться спокойнее.

      Удалить